Содержание:
Дыши ради нас | |
---|---|
Breathe | |
![]() |
|
Жанр | драма мелодрама биография |
Режиссёр | Энди Серкис |
Продюсер | Джонатан Кавендиш |
Автор сценария |
Уильям Николсон |
В главных ролях |
Эндрю Гарфилд Клер Фой Том Холландер Хью Бонневилль Дин-Чарльз Чэпмен |
Оператор | Роберт Ричардсон |
Композитор | Нитин Соунэй |
Кинокомпания | Participant Media [1] The Imaginarium Studios Silver Reel BBC Films [2] British Film Institute Bleecker Street [3] |
Длительность | 117 мин |
Сборы | $490 131 [4] |
Страна | ![]() |
Язык | английский |
Год | 2017 |
IMDb | ID 5716464 |
«Дыши ради нас» (англ. Breathe ) — британский мелодраматический фильм режиссёра Энди Серкиса. В главных ролях Эндрю Гарфилд [5] и Клер Фой. Сценарий фильма основан на реальных событиях.
Мировая премьера состоялась на Кинофестивале в Торонто в сентябре 2017 года [6] . В кинотеатрах США премьера состоялась 13 октября 2017 года [7] . 29 июня стало известно, что фильм будет показан на Лондонском кинофестивале в качестве открытия гала-концерта [8] .
Премьера в России состоялась 30 ноября 2017 года.
Содержание
Сюжет [ править | править код ]
В 1958 году английский адвокат Робин Кавендиш во время путешествия по Африке заболел полиомиелитом. В результате заболевания он оказался практически полностью парализован и дышать мог только при помощи аппарата искусственной вентиляции. Робин провел бы остаток жизни в больнице, если бы не воля и инициатива его супруги Дайаны. Она приобрела аппарат в личное пользование и настояла на том, чтобы мужа перевезли домой. Врачи дают пациенту не более двух-трех недель жизни, однако Кавендиши бросают вызов представлениям медицины.
К Робину постепенно возвращается интерес к жизни, к семье и растущему сыну. У семьи есть средства благодаря удачно вложенным акциям. Дайана, при помощи знакомого механика, разрабатывает мобильный вариант аппарата вентиляции на аккумуляторах, и Робин стал способен выезжать из дому, вести активный образ жизни. Супруги даже выезжают на отдых в Испанию. Благодаря инициативе Кавендишей инвалидные кресла новой конструкции начинают производить на массовой основе. Робин принимает участие в европейском конгрессе по вопросам инвалидности. Он предлагает лучше интегрировать в общество инвалидов, даже с самой тяжелой формой неподвижности.
Из-за многолетнего использования интубационной трубки у больного прогрессирует легочное кровотечение. В результате Робин решает больше не продолжать искусственно существование и добровольно уйти из жизни. Кавендиш устраивает для друзей прощальную вечеринку после чего распоряжается отключить аппарат. В реальности Робин скончался в 1994 году.
Фильм «Дыши ради нас» основан на реальных событиях. Центральные фигуры ленты – родители продюсера картины Джонатана Кавендиша. Жизнь молодых супругов была полна нежности и любви. Диана (Клэр Фой) выбрала мужа не за красивые глаза или приличный счет в банке. После свадьбы она поехала за ним в Африку ‒ Робин (Эндрю Гарфилд) занимался закупкой чая. Он увлекался спортом, друзьям едва ли удавалось победить молодого мужчину в крикет или теннис. В 1958 году его состояние резко ухудшилось. Врачи диагностировали полиомиелит и подключили Робина к аппарату искусственной вентиляции легких. Его парализовало от шеи. Диана была беременна, когда ей сообщили, что ее мужу осталось жить несколько месяцев. Тем не менее она смогла взять себя в руки и создать более приемлемые условия жизни для любимого. Вопреки запретам врачей, женщина вывезла супруга из больницы и заботилась о нем дома. Друг семьи (Хью Бонневиль) помог создать специальное кресло с переносным аппаратом ИВЛ, позволившее Робину выбраться из четырех стен и путешествовать по миру. Он смог увидеть, как растет его сын.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Джонатан Кавендиш доверил фильм о своих родителях Энди Серкису. На тот момент актер, сыгравший Голлума и Цезаря в франшизе «Планете обезьян», не мог похвастаться большим режиссерским опытом. Он был вторым режиссером ленты «Хоббит: Нежданное путешествие», еще один его фильм сейчас находится на постпродакшне. Но Серкис не понаслышке знает о жизни людей с ограниченными возможностями – его сестра болеет рассеянным склерозом. И то, что «Дыши ради нас» ‒ лента личная, действительно волнующая создателей фильма, ощущается практически в каждом кадре. В картине сыновье признание в любви и бескрайнем уважении, гордости своими родителями совмещается с, безусловно, важным посланием. При этом фильм не уходит в подчеркнутый натурализм при передаче состояния Робина Кавендиша и деликатен по отношению как к героям ленты, так и зрителю.
«Дыши ради нас» не занимается самозабвенным выдавливанием слез из зрительских глаз, как, например, «Призрачная красота». Робин Кавендиш привлек внимание широкой общественности к людям, прикованным к аппаратам ИВЛ, к тому, как к ним относятся медики и обыватели. Он и его жена приложили немало усилий, чтобы обеспечить «креслами Кавендиша» нуждающихся в них. Именно на том, что страшный диагноз не должен ставить крест на социальной жизни и перекрывать доступ к простым радостям жизни, и концентрируется работа Энди Серкиса и Джонатана Кавендиша. Немаловажно, что самая сильная сцена в ленте, неожиданно появляющаяся посреди семейной идиллии, показывает отделение больницы в Германии для болеющих полиомиелитом. В ней заявляет о себе оторванность от мира и нехватка человеческого тепла. Белизна стен, яркий искусственный свет и больничные койки одна над другой производят неизгладимое впечатление.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Энди Серкис снял духоподъемную мелодраму, в очередной раз напоминающую о том, как силен и хрупок человек. Его фильм, подобно «Вселенной Стивена Хокинга», рассчитан на широкую аудиторию. Ждать от «Дыши ради нас» нюансированной прорисовки характеров и быта главных героев не стоит. Серкис явно больше фокусируется на формулировании месседжа и удерживании выбранной интонации – подчас очень сладостной. Он старательно обходит острые углы и перманентно выводит за скобки трудности, с которыми сталкивались Диана и Робин, едва успев их обозначить. И все же «Дыши ради нас» обращает внимание на остающиеся и по сей день актуальными проблемы людей с ограниченными возможностями. При этом лента не забывает о важности минут, проведенных рядом с любимым человеком, и наслаждается семейным счастьем.
В российском прокате с 30 ноября 2017 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Дыши ради нас»
Не слишком драматичный, но зато душевнейший трагикомичный байопик о мужчине, который живет на аппарате искусственного дыхания
После свадьбы молодые британцы Робин (Эндрю Гарфилд) и Диана Кэвендиш (Клэр Фой) полны планов на будущее. Однако вскоре после того, как Диана беременеет, Робин заболевает полиомиелитом, и вирус почти полностью парализует мужчину. Теперь Робин не может даже сам дышать. Он должен быть постоянно подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи заверяют Диану, что болезнь неизлечима и что Робин должен провести свои последние дни в больнице. Но когда состояние мужа стабилизируется, Диана добивается, чтобы Робина перевезли домой и он увидел, как растет сын. Воодушевленный любовью жены, Робин придумывает кресло-каталку со встроенной системой искусственного дыхания, и она позволяет ему обрести мобильность, о которой пациенты с его диагнозом прежде даже не смели мечтать.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Новый британский байопик «Дыши ради нас» спродюсирован Джонатаном Кэвендишем – сыном Робина и Дианы, главных героев ленты. Кэвендиш руководит спецэффектной студией The Imaginarium, и это позволило ему нанять сценариста Уильяма Николсона и поручить режиссуру картины своему бизнес-партнеру Энди Серкису, известному исполнителю ролей нарисованных персонажей (Голлум, Кинг Конг и так далее). «Дыши ради нас» стал дебютом Серкиса-постановщика.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Очевидно, Джонатан вырос в глубоком уважении к отцу и матери, которые десятилетиями боролись со страшной болезнью, и его отношение к родителям окрасило каждый кадр картины. «Дыши ради нас» изображает Кэвендишей как практически безупречных святых. Герои ленты глубоко влюблены друг в друга с первого до последнего мгновения их совместной жизни, и их считаные и недолгие конфликты – состязания в том, кто большим пожертвует ради супруга.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Такое изображение Кэвендишей делает ленту трогательной, вдохновляющей и приятной, но также плоской и скучноватой. Герои столь сильны духовно, что они с легкостью перешагивают любое препятствие, душевное или медицинское, которое встает у них на пути. Нам показывают, как Диана забирает Робина из больницы, как Робин начинает перемещаться по дому и окрестностям, как супруги странствуют по миру, как Робин отстаивает право инвалидов на жизнь среди людей, а не в больничной палате… Все это любопытно, но не захватывает – если у вас нет особого интереса к пациентам, которые нуждаются в искусственном дыхании.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
К счастью, у «Дыши ради нас» есть мощное оружие – обаяние ведущих актеров и второстепенных персонажей (родственников и друзей), которые окружают Кэвендишей. Хотя формально картина считается медицинской драмой, смотрится она как почти как комедия об улыбчивых и эксцентричных людях, которые поддерживают друг друга в трудную минуту и добродушно шутят даже перед лицом смерти. Если увлекательности у «Дыши ради нас» немного, то душевности столько, что картина могла бы открыть прокат и сдавать доброту и дружбу в аренду.
Лишь в конце повествования, когда жизнь Робина подходит к концу, фильм становится трагически сентиментальным. Впрочем, печаль героев светла, потому что человек, которому обещали всего несколько месяцев жизни после паралича, провел 36 лет на аппарате искусственного дыхания и ушел позже, чем многие его здоровые ровесники. Хотя Робин Кэвендиш не мог даже пошевелиться, он прожил насыщенную жизнь, полную путешествий и свершений. Он и его жена заслужили экранный памятник, и их сын создал красивый киномонумент, с яркими актерами и живописными природными пейзажами (герои проводят время в Британии, Испании и Африке). Но с иконописностью Кэвендиш-младший, пожалуй, переборщил.