Угадай где слива а где яблоко

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом "фрукты".

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. "Назови цвет, форму" Слива (какая?) — синяя, овальная.
Лимон (какой?) — .
Абрикос (какой?) — .
И т.д.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
    1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Слива — сливка.
    Абрикос — абрикосик.
    И т.д.

8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один апельсин — много апельсинов.
    Одна груша — много груш.
    И т.д.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Слива — сливы.
    Яблоко — яблоки.
    Груша — груши.
    И т. д.

10. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

    Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

11. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

    Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
    Варенье сварили из груш, оно будет называться .
    Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
    Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
    Варенье сварили из слив, оно будет называться .
    И т. д.

12. Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

13. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

    Яблоки растут на яблоне.
    Груши растут на .
    Сливы растут на .
    И т. д.

14. Развитие связной устной речи.
Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом "а" по образцу.

    Лимон кислый, а яблоко сладкое.
    Лимон овальный, а яблоко круглое
    . Лимон желтый, а яблоко зеленое.
    (И так на примере всех фруктов.)

15. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко.
    (Яблоко)

  • На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Сливы)
  • 16. Развитие мелкой моторки.
    Ориентация на листе бумаги.

      На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.
      Ответить на вопрос: "Что ты нарисовал(а)?" (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко)
      Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах или раскрасками

    17. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков.

      Будем мы варить компот,
      Фруктов нужно много. Вот.
      (левую ладонь держать "ковшиком",
      указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
      Будем яблоки крошить,
      Грушу будем мы рубить.
      Отожмем лимонный сок,
      Слив положим и песок.
      (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
      Варим, варим мы компот.
      Угостим честной народ.
      (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    18. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

    Осень добрая пришла,
    Нам подарки принесла:
    Яблоки душистые,
    Персики пушистые,
    Груши золотистые
    Осень принесла.

    Три яблока из сада
    Ежик притащил.
    Самое румяное
    Белке подарил.

    1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут — цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    3. Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    4. Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

      Слива (какая?) — синяя, овальная.
      Лимон (какой?) — .
      Абрикос (какой?) — и т.д.

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

      1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.
      1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .
      1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 .
      И т.д.

    7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

      Слива — сливка.
      Абрикос — абрикосик.
      И т.д.

    8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

      Один апельсин — много апельсинов.
      Одна груша — много груш.
      И т.д.

    9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

      Слива — сливы.
      Яблоко — яблоки.
      Груша — груши.
      И т. д.

    10. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

      Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

    11. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

      Варенье сварили из яблок, оно будет называться .
      Варенье сварили из груш, оно будет называться .
      Варенье сварили из персиков, оно будет называться .
      Варенье сварили из вишни, оно будет называться .
      Варенье сварили из слив, оно будет называться .
      И т. д.

    12. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

      — Если фрукты сварить, то они будут — вареные.
      — Если фрукты заморозить, то они станут .
      — Если яблоки запечь, тогда они получатся .
      — Если груши посушить, тогда они станут .
      Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    14. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

      Яблоки растут на яблоне. Груши растут на .
      Сливы растут на .
      И т.д.

    15. Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    • яблоки, лежать, яблоня, под
    • груша, расти, сад, в

    Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")

      Мама собрала в саду яблоки, чтобы .
      Мама помыла груши, чтобы .
      Мама купила в магазине сливы, чтобы .

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

      Слива синяя, а яблоко — зеленное.
      Лимон кислый, а груша — .
      И т.д.

    16. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальчиков.

      Будем мы варить компот,
      Фруктов нужно много. Вот.
      (левую ладонь держать "ковшиком",
      указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
      Будем яблоки крошить,
      Грушу будем мы рубить.
      Отожмем лимонный сок,
      Слив положим и песок.
      (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
      Варим, варим мы компот.
      Угостим честной народ.
      (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    17. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

      В шкурке желтой, кислый он,
      Называется — .
      (Лимон)

    В шкурке золотистой,
    Сладкий и душистый.
    (Апельсин)

  • Схож он с бусами немножко,
    Каждый листик — как ладошка.
    Был зеленым, а поспел он —
    Стал янтарным, синим, белым.
    (Виноград)
  • 18. Развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

      Яблоко.
      Яблоко спелое, красное, сладкое,
      Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
      Яблоко я пополам разломлю,
      Яблоко с другом своим разделю.
      (Я. Аким)

    Наш сад.
    Прекрасен наш осенний сад.
    В нем слива есть и виноград.
    На ветках, как игрушки,
    И яблоки, и груши.
    А к ночи веет холодок
    И желтый лист шуршит у ног.
    Плоды мы утром соберем
    И всех соседей созовем.
    И солнышку помашем,
    "Спасибо, осень!" — скажем.
    (У. Рашид)

    Читайте также:  Растения с плодами зимой

    Для занятий хорошим подспорьем будет альбом № 1 "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова, стр. 1-4.

    Комментарии к статьям
    Развитие речи. Сентябрь

    12.09.2007, 18:15
    Магдалина

    Большое спасибо за материал. Я работаю в логопедической группе и пользуюсь им с самого начала.Так легко работать! 13.09.2007, 11:53
    ЛЕНА ЛАСИЧ

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ТАКОЙ РАЗДЕЛ. ОН ТАК НАМ ПОМОГАЕТ. 22.09.2007, 11:10
    Тамара

    Большое спасибо за помощь.Хоть в Таллиннском дет. саду этот материал можно использовать не в полной мере, но подбор, его расстановка и планирование очень помогли в работе! 23.09.2007, 10:43
    Татьяна

    Очень полезный материал.Спасибо от начинающих логопедов! 25.07.2008, 21:32
    светлана

    Хорошо бы ребенку почитать сказку про мышта Крутя и Вертя и петушка там рассказывается как получается хлеб. 21.09.2008, 08:54
    Татьяна, начинающий user

    случайно нашла ваш сайт. материала много по любой теме, буду обязательно выборочно его использовать в своей работе. 11.10.2008, 21:24
    Марина

    Этот материал просто находка для молодых логопедов. Спасибо большое. Я обязательно буду его использовать в своей практике. 05.11.2008, 10:12
    светлана

    Ещн хорошо почитать сказку о петушке и Мышатах крути и Верти там рассказывается про хлеб 24.08.2009, 17:04
    майя

    СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Я как мама очень благодарна издателю сайта и всем кто принимал участие в этом столь полезном,так скажем проекте.Мы с дочкой(5 ЛЕТ) АЛЛОЙ,занимаемся не каждый день ,но очень охотно все читаем повторяем а потом она самостоятельно играет со своими куклами.Это очень хороший покозатель.Очень все пончтно и граммотно написанно и не так утомительно как порой бывает. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ОТ НАШЕЙ СЕМЬИ! ТАК ДЕРЖАТЬ! 08.09.2009, 12:33
    Ольга

    Большое спасибо! Дочке почставили ОНР 3 вида, но надеюсь, мы от него уйдем! 21.09.2009, 18:22
    Татьяна

    Огромное спасибо! Материал просто замечательный. Все доступно, понятно. Легко работать даже начинающим воспитателям логопедических групп. 11.10.2010, 15:53
    татьяна

    Очень здорово, нам бы таких логопедов в сад 24.02.2011, 13:05
    софия

    большое спасибо за такой интересный материал 11.10.2019, 01:05
    Евгений

    Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (499) 322-46-85 Евгений.

    Марина Коренкова
    Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»

    Фрукты (лексический строй речи).

    1.- Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви — цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    — Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    — Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    — Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    Примерный перечень слов, который Вам поможет:

    Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…

    Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…

    Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …

    2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например:

    Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.

    3. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

    Слива (какая) — синяя, овальная.

    Абрикос (какой) — и т. д.

    4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.

    5. Составление предложений из слов.

    • яблоки, лежать, яблоня, под

    • груша, расти, сад, в

    6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")

    Мама собрала в саду яблоки, чтобы.

    Мама помыла груши, чтобы.

    Мама купила в магазине сливы, чтобы.

    7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.

    Слива синяя, а яблоко — зеленное.

    Лимон кислый, а груша -.

    8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

    • В шкурке желтой, кислый он,

    • В шкурке золотистой,

    Сладкий и душистый.

    • Схож он с бусами немножко,

    Каждый листик — как ладошка.

    Был зеленым, а поспел он —

    Стал янтарным, синим, белым.

    Фрукты (грамматический строй речи).

    1. Назови ласково:

    2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных):

    яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,

    косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,

    нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.

    3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

    яблоко – нет яблока

    4. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один апельсин — много апельсинов.

    Одна груша — много груш.

    5. Какой сок? Какое варенье?

    фрукт – фруктовый, фруктовое

    5. Поиграйте в игру «Жадина»:

    Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)

    Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.

    1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.

    1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.

    1 груша, 2. , 3. , 4. , 5. И т. д.

    7. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

    Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).

    8. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

    — Если фрукты сварить, то они будут — вареные.

    — Если фрукты заморозить, то они станут.

    — Если яблоки запечь, тогда они получатся.

    — Если груши посушить, тогда они станут.

    Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    Домашнее задание для детей средней логопедической группы по лексической теме «Осенние дары» Тема: Осенние дары Вклейте (нарисуйте) картинки с изображением овощей, фруктов. Ребенок должен уметь назвать: • Фрукты • Овощи • Одним словом:.

    Развитие мышления и речи на примере занятий из цикла «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад» Занятие по теме «Фрукты. Сад» Цели: — совершенствовать умение обобщать и выделять существенные признаки; — развивать умение сравнивать предметы.

    Дидактические игры, физкультминутки. пальчиковые игры и многое другое.

    Скачать:

    Вложение Размер
    frukty.docx 106.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.

    Расширение словарного запаса детей:

    названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

    признаки : фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

    действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

    1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)

    -Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе

    Яблоко — яблочко — яблочки,

    груша — грушка — грушки,

    лимон —лимончик — лимончики,

    апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

    Читайте также:  Почему пропадает голос при простуде как лечить

    мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

    абрикос — абрикосик — абрикосики,

    вишня — вишенка — вишенки,

    банан — бананчик — бананчики,

    дерево — деревце — деревца,

    сад — садик — садики,

    ветка — веточка — веточки.

    -Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

    Яблоко — яблоки — яблок,

    груша — груши — груш,

    слива — сливы — слив,

    персик — персики — персиков,

    абрикос — абрикосы — абрикосов,

    хурма — хурма — много хурмы,

    вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

    апельсин — апельсины — апельсинов,

    лимон — лимоны — лимонов,

    фрукт — фрукты — фруктов,

    сад — сады — садов,

    косточка — косточки — косточек,

    дерево — деревья — деревьев,

    ветка — ветки — веток,

    пальма — пальмы — пальм,

    семя (семечко) — семена — много семян,

    сок — соки — много соков, много сока.

    3. «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)

    -Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

    одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

    одна груша — две груши — пять груш,

    одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

    один банан — два банана — пять бананов,

    один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

    4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

    Образование относительных прилагательных

    Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

    . грушами — грушевое — груша,

    . сливами — сливовое — слива,

    . персиками — персиковое — персик,

    . абрикосами — абрикосовое — абрикос;

    пальма с бананами — банановая.

    5. « Назови сок, варенье »

    Образование относительных прилагательных

    Сок из яблок — яблочный,

    6. Игра «Исправь ошибки»

    Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

    Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.

    7. «Скажи наоборот»

    -Персик большой, а абрикос маленький;

    -у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

    -апельсин круглый, а банан длинный;

    -лимон кислый, а персик сладкий;

    -апельсин больше, а мандарин меньше.

    8. Что в корзинке?

    Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

    Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

    9. Игра «Узнай на вкус»

    Цель : упражнять детей в определении вкуса фруктов: сладкий, кислый, кисло-сладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

    Оборудование : муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.

    Описание игры . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий муляж.

    10. Соберем фрукты в саду

    Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

    Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок. »

    11. «Магазин «Фрукты»

    Цель: научить выражать просьбу одним — двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

    Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

    Цель : расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.

    Описание игры . Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

    13. Чудесный мешочек

    Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

    Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

    14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

    15. Игра «Слушай, делай, говори!»

    Цель: составление предложений по демонстрации действий.

    Оборудование: муляжи фруктов.

    Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
    —Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.
    —Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.

    Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

    Расскажи, что ты делал.

    16. Чтение. Пересказ.

    Как яблоки собирают

    …Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.

    Плодоносит, удобрение, толстокожий.

    18. Вопрос на засыпку!

    Чего в саду больше – яблок или яблонь?

    19 . Игра «Чудо-дерево»

    Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного числа существительных.

    Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением различных фруктов.

    — В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.

    — Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты).

    Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.

    Я сорвал яблоко

    Я сорвал апельсин и т.д.

    20. Подобрать родственные слова:

    яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

    вишня — вишенка, вишневый;

    смородина — смородинка, смородиновый;

    лимон — лимончик, лимонный.

    21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

    лимон кислый, а яблоко сладкое;

    лимон овальный, а яблоко круглое;

    лимон желтый, а яблоко красное.

    22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.

    На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д.

    23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.

    24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.

    25. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.

    На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.

    26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

    На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.

    27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.

    Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.

    Читайте также:  Выпечка на скорую руку из дрожжевого теста

    Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.

    28. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

    На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

    29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

    У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

    Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

    30. Согласование прилагательных с существительными

    Про что можно сказать?

    — Вкусный? Сочный? Ароматный?

    —Вкусная? Сочная? Ароматная?

    — Вкусное? Сочное? Ароматное?

    —Вкусные? Сочные? Ароматные?

    31. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам)

    Что это? (Красное яблоко.)

    А это что? (Красные яблоки.)

    Нет чего? (Красных яблок.)

    32.Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

    Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

    33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.

    Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».

    34. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.

    35. « Угадай слово »: сли. яб. ли. гру. ба. пер. апель. ман.

    Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

    37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.

    Логопед обращается к детям:

    — Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)

    — Оно красное или зеленое?

    — Оно круглое или квадратное?

    — Яблоко растет на грядке или на дереве?

    — Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)

    — Оно растет высоко или низко?

    — Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)

    — Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?

    — А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?

    — Сколько у яблока долек (много или мало)?

    — Что у яблока внутри?

    — Чем я вас угощала?

    38.Игра «Фруктовый сад»

    Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.

    Оборудование: план-схема Ткаченко Т.А.

    Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:

    Схема для описания овощей и фруктов

    Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).

    Место произрастания (дерево, грядка).

    Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).

    Что из него можно приготовить?

    В каком виде ты любишь его есть?

    39.Отгадывание и составление описательных загадок.

    Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

    «Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».

    Затем дети повторяют рассказ целиком.

    «Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

    40. «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.

    41. Игра «Исправь ошибку».

    Свекла растет на яблоне;

    груша растет на грядке;

    клубника растет на дереве;

    клюква растет на кусте:

    картошка растет на болоте.

    42. «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т. д.

    43. «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.

    На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».

    44. «Что сделаешь с овощем или фруктом?»

    Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке.

    Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол и т. д.

    45. Словесный сад
    Цель: познакомить детей с терминами "корень", "слова родственники".
    Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?",

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.
    Не был сад фруктовым —
    Был он только словом.

    Это слово, слово — корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло —
    Стало много новых слов.

    По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова "сон", "глаз". После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.

    Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные — слова родственники, потому что у них один корень — слово "глаз". И слова: засоня, сонный, сонник — тоже слова родственники, так как у них один корень — слово "сон".

    46. «Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.

    47. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

    48. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

    49. Составить предложение из слов.

    Яблоко, лежать, яблоня, под.

    Картошка, расти, огород, в.

    Клубника, тарелка, лежать, на.

    50. Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы.

    «Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».

    Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью.

    Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты.

    51. Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:

    «Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    ВкусноЕЖка
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector